ГЛАГОЛЫ И ПОЛНЫЕ ФОРМЫ
Для качественного изучения английского языка в системе необходимо изучить определенное количество глагольных корней и затем проработать их во всех видо – временных формах как в речевой грамматике с помощью речевых образцов и интерактивных схем (я об этом писал ранее), так и в грамматике документальных текстов, которая осложнена дополнительными синтаксическими оборотами.
При этом следует помнить, что просто зазубривание значений глагольных корней не даст вам нужного эффекта в освоения речевой динамики изучаемого языка без постоянного прокручивания этих изученных глаголов в различных речевых образцах и интерактивных схемах.
Основным приемом при изучении иностранного языка традиционно является так называемая ПОДСТАНОВКА (Substitution), чаще всего имеется в виду лексическая подстановка по схеме: Неизменяемая часть + большое количество сменяемых вариантов.
Например: Have you got a (pen, comb, a toothbrush, a handkerchief, a napkin ) ?
Есть ли у вас (ручка, расческа, зубная щетка, носовой платок, салфетка и т. д) ?
В скобках приводятся различные названия предметов, мы их подставляем к основной неизменяемой части с целью выяснить, имеется ли у собеседника тот или иной предмет.
Целью таких упражнений на подстановку является заучивание как можно больше разных названий предметов, расширение лексического запаса.
Спрашивать собеседника по такой схеме можно бесконечно долго, имея в качестве ответов только два варианта: либо да (Yes, I have), либо нет (No, I have not).
Мне кажется, такая тренировка утомительна и мало что дает для развития речи.
Совсем другое дело, если мы расширяем такую подстановку до уровня минимальной интерактивной схемы, задавая подобного рода вопросы с целью либо попросить запрашиваемый предмет, либо, наоборот, предложить свою вещь.
В такой расширенной схеме мы не теряем саму процедуру подстановки, а придаем ей определенный смысл, имитируя то, что может происходить не только в учебной тренировке, но и реально в жизни.
При этом в учебных целях мы должны обязательно использовать только полные формы вспомогательных глаголов, а не краткие. В реальной речевой практике используется много кратких форм, но для полной прозрачности и эффективности обучения надо использовать только полные формы.
Поясню примерами.
Например, схема 1 с ответом «ДА».
Jack: Have got a pen?
John: Yes, I have. I have got a pen. ( I’ve got тоже возможен, но пока не надо)
Jack: Will you lend it to me?
John: Yes, I will. Here you are. Либо: No, I will not. (Пока не надо краткую форму I won’t). I need it myself.
Схема 2 с ответом «НЕТ».
Jack: Have got a pen?
John: No, I have not. I have not got a pen.
Jack: Shall I lend it to you?
John: Yes, please. Либо: No, you need not. I will use a pencil.
Такие краткие диалоги с различными вариантами ответов позволяют студенту самому создавать свои варианты, имитируя реальную действительность в различных ситуациях и запоминая до автоматизма используемые речевые образцы с полными формами.
Полные формы нужны в методических целях для того, чтобы студенту не приходилось самому расшифровывать, что там скрыто в таких оборотах, как I’d like to stay here, I’d better stay here, Let’s stay here, I won’t stay here, He’s got a plan и так далее. Ему надо помнить полные формы I would like to, I had better, let us, I will not, he has got и так далее хотя бы для того, чтобы легко трансформировать утвердительные предложения в вопросительные, которые редко обходятся без полных форм.
Указанные приемы позволяют достичь методических целей с одной стороны, и сделать тренировку более интересной, с другой стороны.
Преподаватель: А.П. Ходовец