360 строевых элементов

Из 850 речевых единиц, необходимых для системного обучения языку, нужно сразу выделить 360 строевых элементов, которые не являются собственно «словами», а тем более не «знаменательными словами» – под знаменательные слова подпадают оставшиеся 490 единиц, то есть, согласно традиционной классификации, это глаголы, прилагательные, существительные.

360 единиц тоже можно распределить согласно традиционной классификации на союзы, предлоги, частицы, местоимения, вспомогательные или модальные элементы, префиксы, суффиксы, приставки, грамматические окончания и так далее, но можно этого и не делать, как этого не делают при и изучении китайского языка в китайском нет никаких суффиксов, префиксов, грамматических окончаний, а есть только две категории слов:

1) Знаменательные корневые слова; 2) Строевые слова.

В китайском нет никаких окончаний, показывающих настоящее, прошедшее или будущее, в нем есть только «голые» корневые основы знаменательных слов и ряд строевых элементов.

Тем не менее, читая по-китайски, я прекрасно понимаю, где глагол, где существительное, где прилагательное и как они соотносятся в тексте с помощью строевых элементов.

Значения строевых элементов не проявляются изолированно, сами по себе, но они связывают между собой знаменательные слова и строят их по определенным схемам.

Они служат своего рода скрепляющим раствором, свойства которого сами по себе не имеют смысла, а обретают его, когда связывают что-то, например, кирпичи в доме. Если вы просто собрали кирпичи, положили эти знаменательные элементы друг на друга, то дом развалится, даже если рядом вы замесили раствор, который затем просто затвердеет и все. Только в неразрывной связи раствора и кирпичей у вас получится дом.

То же самое и при построении ваших речевых сообщений — сваливание в кучу только знаменательный слов не дает вам полноценного предложения, а изолированное изучение строевых элементов превращается в голую схему, в которой нет никакого практического смысла.

Такое небольшое предисловие я сделал для того, чтобы подойти к нашей основной теме — учебному чтению технических и инструктивных документов на английском языке, касающихся импортной авиационной техники.

Китайский язык нас не очень волнует, я привел этот пример только для того, чтобы показать, что при чтении технических текстов можно обойтись без особой грамматики, напичканной разными терминами, а только с помощью принципиального деления всех текстовых единиц на знаменательные слова и на строевые элементы. Раз китайцы могут обойтись без мудреной грамматики, то и мы можем.

В любой речевой схеме имеются и знаменательные слова, и строевые элементы. Любая речевая схема имеет свой практический смысл, который надо понять в целостности и затем потренироваться в применении этой схеме по смыслу. Для этого вовсе не обязательно запоминать грамматические определения типа Present Perfectи тому подобное, хотя, возможно, кому-то это помогает. Можно даже и не переводить строевые элементы, а просто усвоить их порядок.

Например, смысл схемы I have checked it, He has checked it в том, что вы выделяете Значимое Новое Результативное Выполнение какого-то действия без упоминания сопутствующих обстоятельств (где, когда, как). Для его усвоения надо запомнить ряд Знаменательных Глаголов в словарной форме, желательно правильных глаголов (check, pack, fasten, change, adjust, repair, lock, wrap, remove, start, finish…) – я привожу глаголы наобум, можете выбрать любые сами и в гораздо большем количестве, затем прилепить к этим словарным основам окончание (строевой элемент) ED, перед получившимся словом поставить строевой элемент HAVE или HAS, не анализируя их значений, перед этими строевыми элементами поставить местоимение I или HE, а затем построить целый ряд предложений с одним и тем же общим значением Результативности Нового Выполненного Действия:

I have checked it – He has checked it ( Я проверил это — Он проверил это)

I have packed it – He has packed it (Я упаковал это — Он упаковал это)

I have fastened it – He has fastened it (застегнул это)

I have changed it – He has changed it (заменил, поменял это)

I have adjusted it – He has adjusted it (отрегулировал, настроил, уладил это)

После повторения аналогичных фраз вы уже поняли общую схему I have Ved it или He has Ved it, где V — это словарная форма глагола, после чего вам нужно только уяснить значения остальных глаголов (ремонтировать, закрыть на замок, обернуть упаковкой, убрать, начинать, завершать) и строить дальше по этой же схеме.

Строевыми элементами в данной схеме строгом порядке являются 1)личные местоимения я или он 2)Have, 4) ED. Третий элемент в этой последовательности — какой- либо знаменательный глагол в словарной форме.

Для тренинга любой схемы требуется только предварительное запоминание ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ слов, например, ГЛАГОЛОВ, остальное все элементарно просто.

Сначала кажется, что количество таких строевых элементов (типа HAVE, ED) очень большое (аж 360 !), но по сравнению с общим словарным составом знаменательных слов (более 100 000) это вообще капля в море.

Кроме того, для автоматической отработки подобных схем не нужен полный словарный состав, достаточно чуть больше сотни глаголов, пятьдесят прилагательных и почти полное отсутствие существительных, которые надо изучать только по мере крайней необходимости. Все существительные можно заменять на местоимения IT (это) или THEM (их).

Ну, а уж если надо точно назвать, что мы там упаковали, обернули бумагой или закрыли на замок (сумку, сумки, чемодан, чемоданы или что-то другое), то можно заглянуть в словарь.

Но на самом деле, это не так важно, важнее ДИНАМИЧЕСКАЯ ГЛАГОЛЬНАЯ отработка схем, ибо это позволяет освоить РЕЧЕВОЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) речевой МЕХАНИЗМ и понять логику изучаемого иностранного языка.

Заметьте, что ВЕРБАЛЬНЫЙ происходит от слова VERB (Глагольный), а ведь в старославянском языке слово ГЛАГОЛИТЬ означало то же самое, что современное ГОВОРИТЬ.

Чтобы научиться говорить, надо постоянно «глаголить» в разных схемах в сочетании с разными строевыми элементами.

Преподаватель: А. Ходовец

 

 

Эта запись была опубликована в рубрике Новости пользователем admin. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

ОШИБКА: Плагин «si-captcha.php» обнаружил, отсутствие поддержки GD image в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему не включена поддержка GD image в PHP.

Ошибка: Плагин «si-captcha.php» не может найти функцию «imagepng» в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему функция «imagepng» недоступна в PHP.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>