Системная оппозиция и задание списком

Системная оппозиция и задание списком

Само сочетание “системная оппозиция” может навести на мысль о политических партиях, хотя ведь его можно вполне применять в лингвистике в методических целях при изучении как родного, так и иностранного языка. В лингвистическом смысле это просто означает противопоставление каких либо языковых фактов в рамках выбранной системы, например, фонетической системы, морфологической или синтаксической системы для изучения одного конкретного языка или для сравнения аналогичных явлений в разных языках на уровне ТИПОЛОГИИ.

Для эффективного усвоения какого-либо языка неизбежно приходится пользоваться хотя бы минимальным бинарным противопоставлением разных языковых форм либо самостоятельно, либо с помощью квалифицированного преподавателя-тренера, способного все расставить по полочкам с учетом уровня обучаемых.

“Задание списком” можно тоже отнести к одному из методических приемов для изучения нужного нам языка, но в отличие от скрупулезного парного противопоставления в рамках “системной оппозиции” такое задание скорее годится для подытоживания и закрепления материала, а не для его начального изучения.

Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу конкретный пример относительно “задания списком”.
Недавно прослушал из любопытства курс полиглота Петрова “Английский за 16 часов” и сильно удивился тому, что он в течение битого часа пытался задать список всех шестнадцати видо-временных форм английского глагола в системе четырех групп из Indefinite, Continuous, Perfect и Perfect Continous, ни разу не прибегая даже к минимальной парной оппозиции тех или иных форм. За это время он показал форменный состав этих групп, но смысл их использования никак не обьяснил. Мне такое “задание списком” показалось просто пустой тратой времени и абсолютно неэффективной с методической точки зрения. Зачем нужно такое? Что из всего это поняли и усвоили слушатели? Ведь лимит времени в 16 часов уже предполагал, что нужно хоть что-то объяснить на системном уровне в рамках противопоставления двух- трех, максимум пяти форм, а не громоздить все в кучу, с которой неспособна справиться оперативная память даже продвинутого слушателя, не говоря уж о начинающих.
Я это пишу вовсе не для критики товарища Петрова, использование приема “задание списком” тоже может иметь смысл в определенных случаях. но все таки не начальном этапе изучения. На начальном этапе гораздо целесообразнее и эффективнее системное противопоставление минимального количества форм, но уж никак не задание списком мифических шестнадцати форм, из которых всего-то пять реально используются в речи и полезны для слушателей.

Я на своем сайте даже как-то выделил эти пять глагольных видо-временных форм в рамках системной оппозиции с разъяснением их смысла в статье “Anton repairs cars”.

Что касается “задания списком”, то попробую объяснить целесообразность его использования в следующей статье.

Лингвист А.П.Ходовец

Эта запись была опубликована в рубрике Новости пользователем admin. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

ОШИБКА: Плагин «si-captcha.php» обнаружил, отсутствие поддержки GD image в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему не включена поддержка GD image в PHP.

Ошибка: Плагин «si-captcha.php» не может найти функцию «imagepng» в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему функция «imagepng» недоступна в PHP.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>