Игра
Иногда и не нужна никакая жесткая мотивация, нужно просто вспомнить детство и наше желание играть. Помнится, мне нравилось в шестом классе разрисовывать все географические контуры по памяти и окрашивать их в разные цвета, мой отец удивлялся тому, что я мог очень точно описать все контуры стран Азии или Африки, раскрасить их и точно обозначить названия стран, их столицы, их экономический потенциал и так далее.
Для меня это была игра.
Шахматы — это уже само по себе игра, но в этой игре есть начальные игровые моменты, например, в известном учебнике Немцовича. Это простенькие задачки, игровые этюды, которые проверяют твою сообразительность. Ужасно нравилось, поэтому освоил. Это уже игра в игре.
Иностранные языки — в пятом классе в руки попалась книга Скулте «English for little ones», в которой тоже приводились языковые этюды, мне понравилось, освоил. Все в виде этакой игры.
Или вот знакомые летчики — спрашиваю, что вас привлекло к этой профессии. Воздушные змеи, детские планеры, школы моделирования, тренажерные игры, конкретные примеры их отцов и так далее.
Как говорил великий Конфуций — важны не умные слова, а только конкретный личный пример, ведомый реальной жизнью и умением имитировать эти условия жизни.
Имитация — это и есть игра. Аналогия — это тоже игра.
Кстати, такое явление, как «immediate constituents» (непосредственные составляющие), которое мы изучали на наших уроках лингвистики, точно так же работает и в обычной жизни, что я наблюдаю по своему внуку, который полностью имитирует все действия нашей внучки (ей 4 года, ему 1 год и 8 месяцев).
Точно так же мы действуем по установкам наших родителей или непосредственных партнеров по играм — и тут уж как повезет, на какую стезю нас выведет судьба.
Отнюдь не всегда родители пытаются увлечь нас личным примеров, часто ограничиваясь нудными нотациями, которые не имеют ничего общего с реальной позитивной деятельностью.
Слова — это слова. Иногда просто пустые слова. Слова, не подтвержденные личным примером, так и остаются пустыми словами.
Игра — это не пустые слова. Это имитация реальной жизни. Моя маленькая внучка очень любит выигрывать, но иногда я ей внушаю, что в жизни не всегда везет, надо уметь достойно проигрывать.
Это мне трудно доказать, поскольку маленький ребенок всегда настроен только на успех, это правильно в любой области — хоть в математике, хоть в лингвистике. Просто игра смягчает все эти жизненные противоречия, заставляет относиться ко всему философски.
Лингвист: А.П. Ходовец