Speech Patterns
Недавно попался в руки учебник Елизаветы Хейнонен «Как это сказать по-английски» на основе 213 разговорных конструкций в моделях и упражнениях, проще говоря, на основе речевых образцов, коих автор приводит в количестве 213 единиц.
Само по себе очень правильно — нормальное обучение любому иностранному языку реализуется только через тщательно продуманный тренинг на основе речевых образцов и интерактивных схем, я писал об этом ранее.
Лексическая подстановка в рамках определенной языковой конструкции позволяет обогатить словарный запас учащегося и закрепить нужные для общения грамматические структуры.
По-другому, собственно говоря, и невозможно обучить кого-то иностранному языку.
Помнится, что два курса подряд мы тренировались именно с помощью учебника
Каушанской, в котором приводились различные речевые образцы и конкретные примеры их реализации в художественных текстах.
Можно ли это было назвать тренировкой в разговорном английском? А почему бы и нет? Ведь то, что приводит Елизавета Хейнонен в своем учебнике предполагает уже высокий уровень подготовки учащихся, которым осталось только выучить идиоматический английский язык — по авиационной шкале ИКАО означает выход на высший шестой уровень.
А нужен ли учащимся этот самый 6-й уровень? Сомневаюсь. Зачем вообще нужен иностранный язык? Ведь вовсе не для того, чтобы становиться англичанином, французом или немцем (в зависимости от изучаемого языка), а для практических целей, для выработки навыков общаться в международном формате.
Идиоматический уровень мешает общению на международном уровне, языки, выбираемые в качестве лингва-франко, используются людьми разных национальностей из различных стран, для них важен нейтральный стиль без идиом.
Кстати, эмоционально окрашенный идиоматический стиль вполне возможно освоить при достаточно продолжительном пребывании в стране изучаемого языка, он приходит как бы сам собой при общении по принципу стимул — адекватная речевая реакция.
А вот системное освоение базовых речевых образцов подразумевает изучение грамматических структур и лексики для выхода на 4-й уровень.
Для домашнего освоения базовых структур требуется все-таки тренировка на основе других речевых образцов, тщательно подобранных преподавателем-тренером.
Системное освоение требует не количества речевых образцов, а их качества. Совсем не обязательно приводить внушительную цифру 213, достаточно и 16, которые я подробно описывал в предыдущих своих статьях.
Лингвист: А.П. Ходовец