Пять прекрасных качеств

Пять прекрасных качеств

В продолжение философской темы, которая только на первый взгляд не имеет отношения к образованию и к изучению иностранных языков в частности, приведу еще некоторые высказывания Конфуция.

Тут надо еще иметь в виду, что философские слова обладают очень большой силой обобщения, их не надо принимать за чистую монету, они гораздо глубже.

Я уже приводил пример, касающийся обучения – Конфуций говорил так: «Кто повторяет старое и при этом познает новое, тот может быть руководителем для других». Нужно ли принимать слово «руководитель» в его узком смысле? Оно гораздо шире по своему значению, совсем не то, что сейчас подразумевается под термином «эффективный менеджер». А что такое «повторять старое и познавать новое»? Я уже писал статью о том, что от природы человек обладает аналоговым и ассоциативным мышлением, которое позволяет «прокрутить» старое знание и обогатить его новыми знаниями.

Или например, третий элемент из пяти указанных выше, а именно «церемонии»? Конфуций очень много писал про «этикет, церемонии», из чего вытекает, что это еще и определенные «регламенты, процедуры», которые закрепляют взаимоотношение людей на разных уровнях и правила их поведения, правила игры.

Один из учеников — Цзы-чжан спросил у Конфуция: «Каким образом нужно вести дела правления, чтобы его можно было назвать мудрым и гуманным?» Философ ответил: «Для этого должно следовать пяти прекрасным качествам и изгонять четыре скверных. Этим путем можно вести дела правления». «А что такое пять прекрасных качеств?» – спросил Цзы-чжан. Философ ответил: «Это такое правление, когда правитель благодетельствует, не расходуясь, налагает работу, не вызывая ропота, желает без алчности, доволен, но не горд, внушителен, но не свиреп». Цзы-чжан спросил: «Что значит благодетельствовать, не расходуясь?»
Философ ответил ему: «Когда правитель будет доставлять пользу народу, исходя из того, что для него полезно, – разве это не будет благодеянием без затрат? Когда он будет выбирать пригодную работу и заставлять народ трудиться над ней, то кто же будет роптать? Когда он будет желать гуманности и приобретет ее, то где же тут место для алчности? Когда для него не будет ни сильных, ни слабых по численности, ни малых, ни великих дел и он будет относиться с одинаковым уважением ко всем и ко всему, то разве это не будет самодовольство без гордости? Когда он держит свою одежду с достоинством, то и его взор будет проникнут достоинством, то и при взгляде на его внушительный вид люди будут чувствовать уважение — разве это не будет величие без свирепости?»

Цзы-чжан спросил учителя: «Что такое четыре дурных качества?» Философ ответил: «Казнить людей, не наставив их, – это бесчеловечно. Требовать от подчиненных немедленного исполнения чего-либо, не предупредив заранее, – это торопливость; медлить с распоряжениями и требовать их срочного исполнения — это пагуба; давая людям что-нибудь, при самой выдаче проявлять скупость — это мелочность, свойственная чиновнику, а не правителю».

Нужна ли философия для любого учебного процесса? Например, при изучении какого-либо иностранного языка? Можно, конечно, любой предмет просто зазубривать, не осмысливая его, как это делают бортпроводники, записывая иностранные слова русскими буквами без их понимания, но тогда где изучение? Можно обойтись без глубокой философии, но без осмысления никак. Продолжу тему в следующей статье.

Преподаватель: А.П. Ходовец

Эта запись была опубликована в рубрике Новости пользователем admin. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

ОШИБКА: Плагин «si-captcha.php» обнаружил, отсутствие поддержки GD image в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему не включена поддержка GD image в PHP.

Ошибка: Плагин «si-captcha.php» не может найти функцию «imagepng» в PHP!

Свяжитесь с администратором вашего сервера или хостинга и выясните, почему функция «imagepng» недоступна в PHP.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>