Динамическая мнемоника
В прошлой статье я упоминал про некоторые методы статического запоминания новых слов, эффективность которых может быть иногда несомненной, но иногда и подвергнута сомнению, поскольку только движение является основой и для соматической, и мозговой жизнедеятельности.
Мозг должен постоянно работать не только на копирование и отображение слепков с действительности, он должен работать созидательно, творчески перерабатывая получаемую информацию.
Только при активном усвоении нового материала можно перейти на качественно новый уровень, количественное накопление в статическом режиме еще не дает такой возможности.
Это касается освоения любого материала, любой дисциплины, любого учебного предмета, включая иностранный язык.
Только целенаправленная тренерская работа помогает слушателю понять речевой механизм и включиться в речевую динамику изучаемого языка.
В Университете один знакомый студент на два курса старше меня, в беседе со мной утверждал, что ему язык дался сам собой, вот де раньше в дореволюционной России у гимназистов работали специальные учителя, а ему так на халяву, просто так.
Я потом проанализировал ситуацию и понял, что он врет. Этакое бахвальство, поскольку у меня способности к освоению иностранных языков были ничуть не хуже, чем у него, но я точно помню, что именно благодаря упорной тренерской работе наших преподавателей на первом, втором и третьем курсе я смог овладеть изучаемым языком в системе так, что стал разговаривать почти свободно. Способности или склонности к данному виду деятельности, конечно, надо иметь, но без организованного учебного процесса и тренировки не обойтись, иначе не обретешь системных знаний и навыков.
Кстати, такая же стандартная тренировка с речевыми образцами и интерактивными схемами была и этого товарища, ведь мы же учились по единой программе.
Именно такая ежедневная тренировка по две-три пары в день в течение двух лет и дает системное знание с практическими навыками.
Я прекрасно помню динамику того процесса — это отработка речевых образцов, интерактивных схем в диалогах, разбор предложений в фонетическом, морфологическом и синтаксическом аспектах.
Постоянная тренировка. Работа, работа, и еще раз работа. Никакой «халявы».
Динамическая мнемоника как раз и основана на такой скрупулезной тренерской работе, причем чем требовательнее тренер, тем больше успех у его ученика.
Многие из элементов этой динамической мнемоники я пытался внедрять во время преподавания авиационного английского языка для пилотов и бортпроводников, но слушатели ею как-то особо не прониклись, поскольку для любого морфологического или синтаксического разбора необходимо предварительное заучивание базовых глагольных корней с их основными значениями, иначе не на что опираться и нечего анализировать. Для запоминания базовых корней требуются усилия и те самые статические мнемонические приемы, о которых я писал ранее (проще говоря, “зубрежка”), но такие усилия над собой не всем нравятся, или времени вечно не хватает или просто лень.
Так и не удалось мне убедить их, что изучение языка — это не халява, это постоянная работа над собой или же обучение под руководством опытного методиста, инструктора, тренера.
А.П. Ходовец