Системные знания через аналоги Competence and performance
Формирование начальных базовых знаний и навыков должно осуществляться одновременно с постоянным наполнением какой-либо логической схемы конкретным содержанием и ее практическим применением в какой-либо ситуации, пускай даже через искусственную имитацию в рамках учебного процесса.
Освоение учебного материала должно находиться» в рамках диалектического единства таких факторов как «competence и performance».
Термин «competence» не обязательно переводить как «компетенция», его значение глубже, оно соответствует определению «системные знания », которые хоть и не превратились в автоматические навыки, для которых требуется тщательная тренировка, но уже имеют все предпосылки превратиться именно в практические умения и навыки.
Термин «performance», который часто переводится как «исполнительские характеристики», как раз и представляет собой именно эти практические умения и навыки, отработанные до автоматизма.
Закрепление (consolidation) умений и навыков (habits and skills) возможно только через постоянную тренировку (training), которую учащийся проводит либо самостоятельно (что очень проблематично), либо под руководством опытного тренера (coach, trainer). Последний вариант является более эффективным.
Все это признают, когда начинают осваивать практические навыки в плавании, игре настольный или большой теннис, в спортивных или бальных танцах, рисовании, игре на скрипке, гитаре или фортепьяно.
Можно, конечно, представить себе идеальную картинку для самоподготовки, когда отработку элементарных навыков в настольном теннисе типа «накат -отбив» вам помогает выполнить автоматизированный спарринг -партнер в виде механизированного комплекса выброса огромного количества теннисных мячиков под разным наклоном и с разной скоростью в вашу сторону, но это только идеальная картинка, которая никак не поможет вам усвоить нужные навыки, которые способен выработать только опытный тренер, владеющий эффективной методикой обучения.
Всю эту массу выбрасываемых в вашу сторону шариков вы будете отбивать очень хаотично и случайным образом, не понимая всей логики процесса. Возможно, что самые способные ученики смогут самостоятельно отработать свою методику и простого отбоя, и даже атакующего удара в ответ на сложные по наклону и степени кручения шарики, летящие на вас с разной скоростью в рамках учебного «наката», но это еще не факт, поскольку не отработана техника.
Фактически такие удары и не будут являться накатом в чистом виде, поскольку элементарный накат может выполнять только тренер, поскольку он начинает с самого простого базового навыка, индивидуально подстраиваясь под своего ученика. Хорошая методика учитывает все буквально по элементам, который должен усвоить ученик — это и простой накат без закручивания, это и усиленный накат с увеличенной скорость, это и удар с подкруткой влево или вправо, удар в ближнюю или дальнюю часть стола. И так далее. Все эти элементы должен отработать ученик, тогда это и будет его «системным знанием» через навыки, через тренировку. Как только ученик усвоит элементарную технику игры, то он овладеет системным знанием, то есть, «competence», которая находится в единстве с практическим исполнением, то есть, «performance». Исполнительские характеристики он может совершенствовать и далее, постоянно упражняясь с другими партнерами, но без предварительного овладения базовой техникой он вряд ли сможет двигаться вперед.
Конечно, я еще раз повторюсь, бывают счастливые исключения, показанные, например, в американском фильме «Форест Гампф», где главный герой овладел техникой игры интуитивно и быстро. Но это все таки исключение, а не правило. Как правило нужен тренер.
Преподавательскую деятельность редко кто отождествляет с тренерской работой, вроде бы это разные виды работ. Преподавателю больше приписывают работу в плане формирования «competence», а тренеру «performance», но ведь и преподаватели в академической среде не только читают теоретические лекции, но и проводят практические семинары, которые очень напоминают тренировку.
Что касается преподавания иностранного языка, то традиционно выделяется функция «учитель», например, учитель английского языка, учитель немецкого языка и тому подобное.
На мой взгляд это не соответствует истине, поскольку для данного вида преподавания более свойственная функция «инструктор — тренер». Причем одновременно, поскольку такие важные составляющие как «competence» и «performance» невозможно оторвать друг от друга в процессе преподавания иностранного языка, они находятся в диалектическом единстве.
Отработка огромного количества аналоговых рядов и базовых упражнений предполагает все таки в большей мере тренерскую, а не учительскую работу.
Я уже приводил примеры на простейшие трехзвенные типологические схемы в плане отработки аналоговых рядов на разных языках, далее хотелось бы привести другие аналогичные примеры.
Для отработки речевых образцов и интерактивных схем нужна точно такая же тренировка, как и для отработки элементарных навыков игры в настольный теннис типа наката и отбива, то есть, тренерская работа.
В качестве другой аналогии можно привести пример на обучение музыкальной грамоте. Я попытаюсь сделать это в следующей статье.
А.П. Ходовец