АНАЛИТИКА. АНАЛОГИ. БУКВАЛИЗМ. ПОДСТАНОВКА. ТРЕНИРОВКА. АВТОМАТИЗМ НАВЫКОВ.
Эффективность моей авторской методики зиждется на перечисленных в заглавии приемах.
Эффективное изучение иностранного языка, в нашем случае, английского языка, возможно только при использовании всех указанных выше приемов. Каждый из этих приемов по отдельности не представляет собой ничего нового, но их рациональное комбинирование в определенной последовательности позволяет достичь хорошего результата мотивированным студентам, четко нацеленным на достижение результата через постоянную работу и прилежание. Для усвоения языка не обязательно тратить кучу денег на репетиторов, но прилагать свои усилия крайне необходимо.
Двое-трое учеников, с которыми я занимался индивидуально в качестве репетитора, оценили эффективность данной методики, но надо и им отдать должное в их целеустремленности, ведь научить можно только того, кто хочет научиться.
Аналитика — это аналитическое чтение различных текстов с целью выделения грамматических структур и речевых образцов для выстраивания серии аналогов.
Аналоги — это совершенно одинаковые по структуре грамматические схемы, наполняемые различным лексическим составом с помощью подстановки.
Буквализм — это дословное копирование иностранной грамматической схемы с помощью подстрочника.
Подстановка — это основной дидактический прием для обучения иностранному языку, чаще всего этот прием сопровождается словом «лексический», то есть, правильнее будет сказать Лексическая Подстановка (Substitution Drill).
Тренировка — это многократные упражнения в подстановке, постоянная «муштра» через Substitution Drills.
Автоматизм навыков — это результат указанной тренировки. Конечный результат — системное знание и практические навыки.
Если ученик или студент овладел системными знаниями и навыками, то дальше ему не нужен тренер-репетитор, он вполне способен самостоятельно совершенствовать свой «багаж».
Однако, на начальном этапе ученику все-таки необходимы установочные знания и «муштра». Грамотный репетитор поможет ученику правильно организовать свою тренировку.
В качестве частного примера я наугад выбираю тренировочный материал по какой-либо грамматической структуре, которую мы выбрали с учеником после аналитического чтения текста или отрывков из книги.
Допустим, мы выбрали причастные обороты, причастия настоящего (ING) и прошедшего (ED) времени.
Тогда мы выполняем ряд упражнений по заданной тренером схеме, например, такой:
I don’t know the book. Bill mentioned it. Я не знаю эту книгу. Билл упомянул ее.
Учащийся должен из двух предложений составить одно с использованием причастного оборота. У него должно получиться следующее:
I don’t know the book mentioned by Bill. Я не знаю книгу, упомянутую Биллом.
Все очень просто и понятно, почему здесь используется причастие прошедшего времени.
Тут же тренер задает аналогичную схему, но для использования причастия настоящего времени:
The train goes to Manchester. It leaves from platform 7.
Поезд идет в Манчестер. Он отбывает с платформы 7.
Что ожидается от ученика? Что он построит из двух предложений одно с причастным оборотом в настоящем времени, а именно:
The train leaving from platform 7 goes to Manchester. Поезд, отбывающий с платформы 7, направляется (идет) в Манчестер.
После того, как тренировочная схемы задана тренером-репетитором и понята учеником, то дальше предлагается целая серия аналогов для тренировки и выработки автоматизма в плане построения аналогичных предложений.
Можно строить огромное количество примеров, пока ученик не освоит все до автоматизма. Иногда хватает 5 примеров, иногда 10, но лучше больше для полной уверенности.
Я приведу 12, потренируйтесь самостоятельно.
1. The goods found general approval. They were exhibited by China.
2. The match must be put off. It was planned for tomorrow.
3. The tickets cost 250 roubles each. They were reserved for us.
4. We enjoy listening to the birds. They sing in our garden.
5. The novel was a great success. It was published last year.
6. The meeting has been cancelled. It was announced yesterday.
7. The man whistled as the girl went past him. He was standing at the corner.
8. The trousers must be mended. The dog tore the trousers.
9. You must pay for the window-pane. The window-pane was broken by your son.
10. Do you know the book? Susan ordered the book.
11. The lake was a wonderful sight. The lake was glittering in the sun.
12. The purse was returned to the old lady. The purse was stolen by a pickpocket.
Можно привести и 20, и 30 и 50 примеров, хоть до бесконечности, но если автоматизм уже выработан, то достаточно и данного количества.
Вот такая старая, но очень эффективная методика. Стоимость такой тренировки — от 300 до 500 рублей за 1 академический час (45 минут). Это если нужен репетитор. Если же самостоятельно — то нужны только усилия и хороший сборник упражнений на английском языке. Однако, на начальном этапе репетитор тоже может пригодиться.
Репетитор: А.П. Ходовец