Обучение английскому языку через СКАЙП вполне возможно, как и любое дистанционное обучение, но оно предполагает ряд условий и ограничений, поскольку трудно сформировать тактильные и моторные навыки через зрительно-слуховое восприятие, которое обеспечивают нынешние технические средства связи, а именно: монитор, камера, динамики, наушники, клавиатура, интерактивная доска и прочее.
На начальном этапе обучения очень важен «живой» контакт между преподавателем и обучаемым, поскольку базовое знание формируется через традиционные и академические средства и методы обучения — это классная доска, рабочие тетради, добротный словарь в твердой копии, качественная акустика в аудиосистеме, большие «концертные» наушники, ну и, конечно, квалифицированный преподаватель, который правильно организует подачу системного материала и обратную связь со своими слушателями.
На более продвинутом этапе обучения после формирования базовых навыков и системных знаний возможно и дистанционное обучение, целью которого является усовершенствование полученных знаний, дальнейшее развитие и поддержание квалификационного уровня.
Я даже в нашей компании на двери моего лингафонного кабинета разместил объявление о моей готовности в свободное от работы время поддерживать обратную связь на коммерческой основе через СКАЙП с мотивированными летчиками, имеющими квалификационный уровень между 3 и 4 по шкале ИКАО. Желающих поддерживать такую связь оказалось совсем немного — всего два, три человека за полгода. Кстати, я прекрасно понимаю, почему. Готовность платить за каждый час эфирного времени может проявиться только у тех слушателей, которые точно уверены, что за этот час они получат что-то полезное для своего дальнейшего продвижения, а дальнейшее продвижение они могут иметь только в том случае, если на каждый час эфирного времени они затратят как минимум два-три часа на предварительную самоподготовку согласно выданным домашним заданиям. По опыту своей работы знаю, что далеко не все любят тратить свое свободное время на выполнение домашних заданий и очень многие надеются, что можно овладеть любым учебным материалом непосредственно на самих занятиях. Может быть и есть предметы, которые можно выучить на самих занятиях, но с иностранным языком такой номер не проходит и не может пройти, поскольку связать совершенно чужую звуковую оболочку со смыслом можно только с помощью тщательной предварительной подготовки, что требует или очень хорошей памяти, или большого упорства в зазубривании. Именно ЗАЗУБРИВАНИИ! Не надо бояться этого слова. Конечно, не все при изучении иностранного языка основано на зазубривании, многое подчиняется осмысленной логике, но на начальном этапе все равно приходится усваивать определенное количество лексических единиц, звуковая оболочка которых коренным образом отличается от наших слов. Нам приходится приспосабливать акустический аппарат, артикуляционный аппарат, просодию (ритмическую организацию речи), семантическое поле и узус (речевой обычай) к совершенно новым условиям, которые сильно отличаются от условий в родном языке. Даже тактильные навыки, о которых я упоминал в самом начале, очень нужны для усвоения новых реалий, что очень трудно сделать через СКАЙП (как в коротком анекдоте «боксер-заочник»).
Как можно проводить тренинг на активизацию речевых образцов и интерактивных схем через СКАЙП, если обучаемый не воспринимает ранее заданных глаголов ни на слух, ни визуально, ни графически через тактильные ощущения? Это бесполезная трата времени и денег.
Однако, если обучаемый заранее выполняет все предварительные условия и домашние задания, то тренировка через СКАЙП для него будет полезна, поскольку СПАРРИНГ партнер в виде квалифицированного преподавателя позволит ему активизировать предварительно выученные глаголы и динамично усваивать иностранный язык, в данном случае, английский.
Это означает, что дистанционное обучение не является «панацеей», а должно использоваться согласно COMMON SENSE (ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ).
Преподаватель авиационного английского языка Ходовец А.П.